Free counters |
Бортовой компьютерБортовой компьютерБортовой
компьютер - цифровое электронное вычислительное устройство,
установленное в автомобиле. По назначению разделяется на два типа -
компьютеры универсальные, предназначенные для определения географических
координат, получения информации из Интернета, развлечений. И компьютеры
узкоспециализированные, к которым относятся маршрутные компьютеры,
диагностические (сервисные) компьютеры и электронные системы управления
механизмами автомобиля. Обычно компьютер управления совмещен с
диагностическим сканером. Управляющим компьютером оснащаются автомобили с
инжекторным бензиновым двигателем, с дизелем, но не с карбюраторным
ДВС. Универсальный компьютерЛюбой компьютер, установленный в автомобиле - универсальный,
сервисный, маршрутный - является бортовым. Поэтому уместней разделять
компьютеры по назначению и объему реализованных на его базе функций,
повышающих комфорт водителя и пассажиров и улучшающих эксплуатационные
характеристики автомобиля. Маршрутный компьютерЕсли серийные компьютеры впервые впервые появились на рынке в 2000
году (CarPC американской компании Tracer), то у маршрутных компьютеров
более давняя история. Они появились на раллийных автомобилях еще в 70-е
годы прошлого века, а с 90-х годов стали стандартной принадлежностью
многих легковых автомобилей массовых серий. Сервисный компьютерСервисный или диагностический компьютер - клиентская часть общей
системы выявления неисправностей узлов и систем автомобиля, а также
диагностика возникающих в пути неисправностей для облегчения их
устранения в условиях сервисного центра. Как самостоятельное устройство
диагностический компьютер встречается очень редко. Обычно функции
диагностики возложены на компьютер электронной системы управления узлами
и механизмами автомобиля (так же, как и функции маршрутного
компьютера).
Основные диагностические функции сервисного компьютера. Диагностика
двигателя с сохранением в электронной памяти кодов возникающих ошибок.
Контроль состояния тормозных колодок. Контроль уровня масла в основных
агрегатах автомобиля (в двигателе, коробке передач, в картере главной
передачи, в раздаточной коробке). Контроль состояния электросистемы - на
наличие перегоревших ламп освещения и сигнализации, утечек тока,
замыканий.
Управляющий компьютерУправляющий компьютер - главный блок общей системы электронного
управления узлами и механизмами автомобиля. Появился в 1981 году, когда
компания IBM разработала первый бортовой компьютер для автомобилей BMW.
Управляющий компьютер может состоять из нескольких независимых цифровых
вычислителей со своими датчиками и исполнительными механизмами, но
обычно это единая разветвленная цифровая система со специализированной
функциональностью. Тенденции развития бортовых автомобильных компьютеровВ развитии автомобильной цифровой электроники в настоящее время наблюдаются две разнонаправленные тенденции - объединения всех функций в одном центральном компьютере и оснащение автомобилей специализированными автономными компьютерами.Объединение управляющих, диагностических, маршрутных, информационных и развлекательных функций в одном центральном устройстве удешевляет электронную систему автомобиля в целом, упрощает ремонт. Еще одним преимуществом карпьютеров является возможность оснастить электронной цифровой системой автомобиль, который изначально для этого не предназначался, в том числе и машины старых марок. При этом следует заметить, что глубокой интеграции электронных систем диагностики, контроля работы и управления узлами автомобиля добиться не удается, поскольку это связано с дорогостоящими переделками основных агрегатов машины - двигателя, КП, главной передачи, электросистемы и так далее. Оборотной стороной объединения множества функций в одном центральном устройстве является сложное управление системой в целом. Система специализированных компьютеров с узкой функциональностью получается очень надежной, простой в управлении, но дорогой в производстве, сложной в наладке и сильно сказывается на стоимость автомобиля. Важным преимуществом подобной системы является возможность постепенного наращивания функций. Автомобили одной модели могут различаться по оснащенности и, соответственно, продаваться по разной стоимости. У владельца автомобиля появляется возможность усовершенствовать функциональность бортового компьютера, получить дополнительные удобства по мере их востребованности. Развитием концепции бортового компьютера первого типа, объединяющего все функции в одном вычислительном устройстве, занимаются производители цифровой техники. Развитием концепции бортового компьютера второго типа, с применением множества специализированных компьютеров (и компьютеризированных систем) занимаются сами производители автомобилей. В данный момент вектор развития сдвигается в сторону автопроизводителей. На рынке появляется все больше моделей автомобилей, в которых информационная, навигационная и развлекательная системы входят в стандартную комплектацию машины. |