Free counters |
ТурбонаддувТурбонаддувВ турбокомпрессоре используются центробежные насосы. Под действием
центробежных сил, вызванных вращением колеса с лопатками, воздух
отбрасывается к периферии колеса, а в его центре создается разрежение,
что обеспечивает всасывание воздуха. Для эффективной работы
турбокомпрессора частота вращения колеса компрессора должна быть очень
высокой не менее 50–100 тыс. мин–1. Схема работы турбокомпрессора с изменяемой геометрией Большинство современных турбокомпрессоров легковых автомобилей имеют
небольшие размеры и высокую частоту вращения. Для того чтобы увеличить
диапазон частот вращения двигателя, при которых турбонаддув обеспечивает
повышение давления, применяются по два турбокомпрессора на одном
двигателе. Один турбокомпрессор работает при низких оборотах, а второй
при высоких. В последних поколениях наддувных двигателей стали
применяться турбокомпрессоры с переменной геометрией, которые
сохраняют высокую скорость газов при малых нагрузках, так что турбина
всегда вращается с нужной скоростью. В таких турбокомпрессорах поток
направляемых на турбину газов управляется с помощью специальных
поворачивающихся заслонок. Одновременный поворот заслонок производится с
помощью штока вакуумной камеры. Разрежение в камере регулируется
электромагнитным клапаном по сигналу компьютера. При работе системы турбонаддува происходит сильный нагрев
турбины, а компрессор остается сравнительно холодным. Очень важным
узлом, определяющим долговечность турбокомпрессора, является узел
подшипников вала. Обычно масло для смазки подшипников подается под
давлением из системы смазки двигателя. Иногда для повышения
работоспособности наддува применяют охлаждение корпуса турбины жидкостью
из системы охлаждения двигателя. После продолжительного движения на
высокой скорости автомобиля с турбонаддувом турбина может раскрутиться
до высоких скоростей (сотни тысяч оборотов в минуту). После остановки
двигателя турбокомпрессор останавливается не сразу, а масло уже не
поступает к подшипникам. Чтобы не произошло повреждения подшипников,
рекомендуется перед выключением двигателя дать ему возможность некоторое
время поработать на холостом ходу. Дизельный двигатель с турбонаддувом Очень хорошо система турбонаддува работает в дизелях. Отработавшие
газы в дизеле холоднее, чем в бензиновых двигателях, что облегчает
работу турбокомпрессора, и, кроме того, в дизеле не существует опасности
возникновения детонации. Поэтому неслучайно, что турбонаддув
устанавливается почти на всех современных дизельных двигателях легковых
автомобилей.
В многоцилиндровых двигателях с большим рабочим объемом некоторых грузовых автомобилей отработавшие газы продолжают обладать большой энергией, даже после прохождения турбокомпрессора. Эту энергию можно использовать для дальнейшего повышения мощностных характеристик двигателя, создавая так называемые турбокомпаундные двигатели. В таком двигателе часть энергии отработавших газов используется для раскручивания дополнительной турбины, которая через гидравлическую муфту связана с коленчатым валом. Такая конструкция дает возможность, увеличить крутящий момент на вале двигателя. |